Сразу после взрывов бомб второй мировой войны в людях проснулось исступленное желание забыть все ужасы фашизма. Они стали собираться вместе и пытаться создать хотя бы иллюзию веселья.
Подобные собрания происходили в клубах. И вот в 1946 году в парижском клубе Whiskey Go-Go первый ди-джей Джейми Сэввиль проиграл несколько пластинок в режиме нон стоп что вызвало у присутствующих там гостей невероятный восторг. С тех пор этот клуб превратился в самое модное место Франции куда спешили попасть сотни людей. Однако владельцы Whiskey go-go не совсем понимая коньюктуру рынка не развили идею с продвижением танцевальной культуры в стенах своего заведения, по сему в исторических архивах клуб так и остался лишь первым местом где ди-джей словно буревестник сумел наэлектризованную войной атмосферу того времени, наполнить позитивной энергией своей зажигательной музыки.
В пятидесятых годах 20 века некий буржуазный француз живущий в Нью-Йорке по имени Оливье Коклен открывает "Le Club" заведение, в котором пытается создать необычную атмосферу уюта при помощи синтеза свободных нравов и дороговизны наполнения. Ему хотелось видеть у себя в гостях самых модных персонажей того времени среди которых встечались звезды театра, кино, музыканты и политики. Они по мнению Коклена должны были чувствовать себя комфортно и при этом не страдать от чопорности, которая пронизывает каждое их появление на публике. Талантливый поход к делу сыграл немаловажную роль: "Le Club" каждый вечер наполнялся именитыми людьми, которые ощущали дух свободы пронизывающий атмосферу праздника. Поговаривают что на танцполе этого легендарного места даже танцевала Мэрилин Монро а в одном из VIP залов кто-то видел Джона Кеннеди... Подхватив пост военные идеи свободы Le Club продолжил миссию французского клуба Whiskey Go-Go дарить людям ощущуние мира и праздника.
В конце шестидесятых годов в Европе началась Битломания, за ней прогремела Сексуальная Революция породившая всемирное движение хиппи чей девиз был "NO WAR, MAKE LOVE" Вся молодежь того времени примкнула к пацифистическому движению наполненному свободными нравами и любовью.Появилось множество поэтов, музыкантов художников кто строили свое искусство на преломлении видения мира, по средствам наркотиков, что вызвало нападки со стороны властей, подвергших многих гонениям. Эти богемные изгои собирались в стаи и отправлялись покорять новые горизонты.Большая часть из них открыли для себя испанский остров Ибица, главный из островов Балеарского архипелага, превратившийся в солнечный рай где царила свобода, музыка и любовь. Местные предприниматели не теряя времени даром стали открывать клубы для потоков молодежи толлпами приезжающими на Ибицу. Главным из первых был клуб Pacha.Это была Мекка для фриков со всего мира. Здесь собирались люди искусства, гомосексуалисты, наркоманы, анархисты, модники, политики, бизнесмены. Среди гостей частенько появлялись участники Ливерпульской четверки спасавшиеся от Битломании. Это было место где находили приют и спасение все кто устал от серости и злобы мира.
Клубная мания развивалась со скоростью света. В Америке в конце семидесятых стали открываться клубы, которые не только помогали людям забыть мирские проблемы, но и клубы где стала зарождаться танцевальная культура. Одним из таких первых заведений явившихся колыбелью dance culture был Нью-Йоркский клуб Paradise Garagе.Люди собиравшиеся там прежде всего приходили слушать музыку. На танцполе звучала экспериментальная электронная музыка, из которой уже тогда виднелись первые ростки хауса, гаража и техно. За вертушками там резиденствовал ди-джей Ларри Ливан впитавший в себя многие образцы андерграунда и сумевший воплатить в жизнь идею одухотворения масс клубной культурой. Он придумывал различные фестивали приглашая ди-джеев и электронных музыкантов из других городов.Устраивал джемы и сумел заявить о Paradise Garage как о самом дерзком и правильном клубе в мире танцевальной индустрии.
В 77 году в Нью- Йорке в центре Манхэттена свои двери с шиком распахнул самый легендарный и гламурный клуб "Studio 54". В отличии о вышеописанного "Paradise Garage" с его андерграундными нравами, здесь царила радужная атмосфера Диско. Все сверкало и переливалось.Посетители с радостью погружались в мир сияющих огней, зажигательных настроений, пузырьков шампанского,роскоши, денег и кокаина.Здесь на танцполе можно было встретить звезд первой величины например: Энди Уорхола, Джона Траволту, ставшего кстати символом поколения Диско, после главной роли в фильме "Лихорадка Субботним Вечером", Элтона Джона и даже какого-нибудь мультимиллионера шейха из Кувейта.Значение развитию танцевальной культуры там не придавалось, за то было очень важно дорого одеваться- по другому в клуб попросту не пускали. Нужно было не только модно выглядеть, но и подобающе себя вести, обязательно источать томные взгляды и непременно обмолвится несколькими словами хотя бы с парой именитых посетителий. Вот тогда можно было считать себя своим среди своих. Настроения царящие на тот период в Studio 54 задавали тон всем модникам тех лет, но отнюдь не явились искренним спасением от мирской суеты как это было в других клубах. Скорее это был яркий снаружи и пустой, преисполненный чванливости внутри, миф о красивой жизни...
Клуб "Heaven" один самых первых и самых модных в 80-е годы гей клубов Лондона, куда из Америки был специально приглашен на постоянное резиденство в качестве ди-джея звезды Фрэнсис Грассо- основатель и фронтмен Нью-Йоркского клуба "Sanctury". Именно Фрэнсис первым превратил такой терпкий процесс как проигрывание пластинок в настоящее шоу. До появления Грассо в мире клубной индустрии, ди-джей был неким подобием официанта выполнявшим музыкальные заказы по просьбе клиентов. Под влиянием харизмы Фрэнсиса посетители сочли за лучшее поддаться вкусу ди-джея и с тех пор у диск жокеев появилась реальная перспектива стать не просто звездами управляющими вечеринкой но и вписать свое имя в летопись танцевальной музыки, при помощи композиторских экспериментов. Однако, Фрэнсис в своем творчестве под эгидой клуба "Heaven" пошел еще дальше, он стал делать незабываемые миксы и органично вкраплять их, в травести шоу, шедшие на подмостках клуба.Это сделало действо на танцполе и на сцене единым целым, и придало мероприятиям новый оттенок. Дерзость, раскованность, вольные нравы и новаторские идеи сделали клуб Heaven безумно известным во всем мире,и привлекли многих желающих туда попасть, среди которых были и знаменитости такие как "Spandau Ballet", танцовщик Уэйн Слип и даже сам Фредди Меркьюри. В последствие Фрэнсис вернулся в Америку оставив пост резидента молодому Fat Boy Slim-у. А в 2002 году Грассо узнав что у него СПИД покончил с собой на волне охватившей его дипрессии...
К концу 80-х развитие клубной культуры на Ибице достигло своего апогея. Там открывались все новые и новые заведения и наконец остров превратился в один большой клуб. Невероятное количество молодых и талантливых людей среди которых были танцовщики артисты и ди-джеи приезжали туда в поисках работы с перспективой применения своих талантов. Среди таких искателей счастья был некий аргентинский кинокритик Альфредо Фьорито, который у себя на родине успел отсидеть в тюрьме за столь "тяжкое" преступление как организация рок концертов, которые были запрещены впрочем как и все остальное под гнетом военной хунты, правящей в те годы в Латинской Америке. Приехав на Ибицу, Альфредо устроился официантом в маленький диско бар "Amnesia" и ни кто не знал что чуть больше года остается до того момента, когда тысячи людей будут спешить услышать волшебные сеты Альфредо все в той же разорссшейся до гигантских размеров "Amnesia", в которой и родится стиль хаус. Среди массы поклонников новоиспеченного гения, которого сейчас с уверенностью можно считать дедушкой хаус музыки были и такие нынешние динозавры как Пол Окенфолд, Дэнни Рэмплинг и д.р Буквально разинув рот они перенимали идеи у синьора Альфредо и в последствии вывели хаус на все танцполы мира, но это впрочем уже абсолютно другая история... А сам Альфредо Фьорито до сих пор живет на Ибице и дарит людям радость сведением пластинок...
Ministry of Sound- клуб супер звезда взошедшая на танцевальном небосклоне в начале 90-х.Один из самых модных, ярких, мощных и знаковых клубов тех лет. Здесь играли свою интеллектуальную и невероятную по силе эмоционального воздействия музыку светилы мировой клубной сцены такие как Paul Oakenfold, John Digweed, Sasha и многие другие.Там снимали свои незабываемые видео клипы такие гранды электронной музыки как "Orbital" "Chemikal Brothers". Ministry of Sound- это место где родилось такое невероятное явление как rave party.Однако, на пике своей деятельности клубу пришлось продержаться не долго, на одной из тусовок от передозировки "экстази" прямо на танцполе скончался подросток Ли Бэттс, что и поставило точку на карьере знаменитого клуба, и навлекло гнев общества пронизанный девизом "Нет Наркотикам" на всю танцевальную культуру.
Открытый по образу и подобию Ливерпульского клуба Cream, клуб Space на Ибице стал неким музейным экспонатом, где гармонично ужились все идеи наработанные клубной индустрией за долгие годы существования.Там проводятся радужные, бликующие эмоциями пенные вечеринки,и экспрессивные рэйвы, и гламурные gay party, а об утренних afterparty проходящих на летней терассе Space, под шум морского прибоя, на которых резиденствует сам Sasha ходят легенды. Впитав в себя многие тенденции английского адеграунда "Space" стал машиной времени, которая с успехом перенесет всех желающих в любую историческую точку клубной культуры.
В "Союзе" c клубной культурой было туго. Но сейчас Москва на Европейской карте, одна из самых значимых столиц клубной индустрии, ставшаяя таковой за рекордно короткие сроки. Когда пестрая молодежь всего мира, танцевала под модную музыку, у нас еще стояли очереди за туалетной бумагой и колбасой, гомосексуалистов сажали за мужеложство, а о клубах не было и речи.С падением железного занавеса к нам хлынул небывалый поток информации во всех сферах. Клубы стали открываться с невероятной скоростью, многие из них не могли протянуть и полугода, а многие живут до сих пор. На стыке веков открылся один из самых ярких клубов Москвы клуб "XIII" впитав в себя лучшие тенденции мировых хаус заведений XIII стал притчей во языцех. То волшебное действо которое устраивали организаторы опираясь на увлекательные фабулы известных кино-шедевров и книжных сюжетов вовлекало в магию происходящего каждого посетителя и он становился частью вечеринки. Венцом феерии становились сеты лучших ди-джеев таких как: Sasha, Deep Dish, Sander Kleinenberg, Quivver их музыка делала вечеринки квинтэссенцией позитива. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Мечтающих попасть в переполненный фантазиями и качественной хаус музыкой мир клуба XIII было невероятное множество. Что бы кусок от шикарного пирога, испеченного по фирменному рецепту XIII достался всем желающим промоутеры клуба стали организовывать выездные сессии с привлечением обширной массы людей и даже проводили мероприятия на Ибице. Легенда о XIII живет до сих пор, она зеркальное отражение людских потребностей и потенциальной тяги к настоящему веселью пронизанному хорошей музыкой и яркой интеллектуальной огранкой.
В Киеве развитие танцевальной индустрии только на подъеме - и наши клубы туго, но уверенно двигают к европейским стандартам, чему подтверждение ярчайший список имен, побывавших в столице за последние год-полтора.
Пока это происходит мы живем и надеемся, что клубы не умрут, а пока не умрут клубы не умрет и dance-музыка. А если не умрет dance-музыка, то и музыка в целом будет жить! Значит будем жить и мы! Пока живем надеемся, пока надеемя живем...